Диагностическая работа
по БИОЛОГИИ

6 класс

Инструкция по выполнению работы


На выполнение работы по биологии даётся 45 минут. Работа включает в себя 20 заданий

Ответы к заданиям 1–16 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Ответы к заданиям 17–20 записываются в виде последовательности цифр. Эту последовательность цифр запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.


Желаем успеха!


Ответом к заданиям 1–16 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания.


Рассматриваются следующие демонстрационные варианты:

Вариант 1

Вариант 2

Демонстрационный вариант 1


Вопрос №1 В основе термина «гербарий» лежит корень латинского слова, переводимого как

1) лес 2) цветок 3) трава 4) зелень



Вопрос №2 Планетарная роль растений заключается в

1) способности существовать на поверхности Земли

2) образовании экваториальных и тропических лесов

3) поглощении вредных космических лучей

4) способности к фотосинтезу



Вопрос №3 Крупа состоит из очищенных семян, в основном, злаковых растений. Какая из круп, перечисленных ниже, является исключением?

1) овсяная2) гороховая3) перловая4) пшённая



Вопрос №4 Нанося на кончик корня растения меток, и ежедневно измеряя расстояние между ними, ученик занимается

1) экспериментированием

2) моделированием

3) обобщением

4) анализом



Вопрос №5 Что объединяет тубус в микроскопе?

1) окуляр и объектив

2) штатив и зеркало

3) предметный столик и окуляр

4) зеркало и объектив



Вопрос №6 Рассмотрите изображение микроскопа. Что на нем обозначено под цифрой 3?

1) зеркальце

2) окуляр

3) винт настройки

4) предметный столик




Вопрос №7 Рассмотрите микроскопическое строение растительной клетки. Как называется клеточное образование, которое на рисунке обозначено цифрой 4?

1) ядро

2) вакуоль

3) хлоропласт

4) цитоплазма



Вопрос №8 Из какой ткани состоит зона корня, за счёт которой происходит рост этого вегетативного органа?

1) проводящей

2) механической

3) образовательной

4) фотосинтезирующей



Вопрос №9 Светлана решила выяснить, как растут корни у фасоли. Она взяла проросток растения и на его главном корне нанесла тушью несколько делений на равных расстояниях друг от друга. После этого девочка поместила проросток фасоли в стакан, на дне которого была вода (см. рис.1). Через несколько суток она заметила, что расстояния между сделанными ею делениями увеличились от конца корня (см. рис.2). Что могла проверить Светлана в своём опыте?

Рисунок 1

Рисунок 2

1) Какой орган растения появляется первым при прорастании фасоли?

2) Какой участок корня обеспечивает его рост?

3) Как вода влияет на рост корня?

4) Какова роль туши в росте корня?



Вопрос №10 Какой процесс демонстрирует изображённый опыт?

1) испарение воды растением

2) дыхание у растения

3) поглощение паров воды растением

4) фотосинтез у растений





Вопрос №11 У цветковых растений яйцеклетка формируется в

1) чашелистиках

2) лепестках

3) тычинках

4) пестиках



Вопрос №12 Что с полной уверенностью можно сказать об изображенной почке?

1) Данная почка является верхушечной.

2) Данная почка является генеративной.

3) Данная почка является вегетативной.

4) Данная почка является пазушной.



Вопрос №13 Как называют способ вегетативного размножения у растений, представленный на рисунке?

1) размножение видоизмененными побегами

2) размножение стеблевыми черенками

3) размножение отводками

4) размножение прививкой



Вопрос №14 При пересадке рассады капусты в открытый грунт у неё прищипывают кончик корня с целью

1) улучшения роста боковых корней

2) ускорения роста надземного побега

3) увеличения количества цветоносных побегов

4) снижения потребности в воде



Вопрос №15 Верны ли следующие суждения об агротехнических приёмах выращивания культурных растений?
А. Азотные удобрения вносят в почву в виде подкормки для усиления роста листьев и стеблей растений.
Б. Прищипку корней проводят для развития боковых и придаточных корней в верхних слоях почвы.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны



Вопрос №16 Изучите график зависимости относительной скорости фотосинтеза от концентрации углекислого газа (по оси у отложена относительная скорость фотосинтеза (в усл. ед.), а по оси х отложена концентрация углекислого газа (в %)).
Определите относительную скорость фотосинтеза, когда концентрация углекислого газа составит 0,04%.

1) 102) 153) 254) 30



Ответом к заданиям 17–20 является последовательность цифр, которую следует записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.


Вопрос №17 Известно, что ландыш майский – травянистое лесное растение, имеющее хорошо развитое корневище. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) Используется как декоративное растение.

2) Теневыносливое многолетнее растение.

3) Растение способно к вегетативному размножению.

4) Плод – ягода оранжево-красного окраса.

5) Листья используются в медицине.

6) Питательные вещества откладывает в подземные побеги.



Вопрос №18 Установите соответствие между вегетативным органом растения и способом размножения, который он обеспечивает. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ВЕГЕТАТИВНЫЙ ОРГАН РАСТЕНИЯ СПОСОБ РАЗМНОЖЕНИЯ

А) корневище

Б) стеблевой черенок

В) ползучий побег

Г) корневой отпрыск

Д) клубень

Е) луковица

1) подземными побегами
2) надземными побегами

А Б В Г Д Е

Вопрос №19 Вставьте в текст «Семя фасоли» пропущенные слова из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

СЕМЯ ФАСОЛИ

В сформированном зародыше фасоли хорошо различаются первые настоящие листья, корешок и верхушка побега – ___________(А). В состав зародыша входят ___________(Б) толстые семядоли, в которых отложены ___________(В) вещества, необходимые для прорастания семени. Семядоли – это первые ___________(Г) растения.

ПЕРЕЧЕНЬ СЛОВ:

1) три

2) цветок

3) почечка

4) минеральное

5) плод

6) две

7) органическое

8) лист

А Б В Г

Вопрос №20 Рассмотрите фотографию листа сирени. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины, расположению наиболее широкой части, форме края. При выполнении работы Вам помогут линейка и карандаш.

А. Тип листа Б. Жилкование листа
1) черешковый
2) сидячий
1) параллельное
2) дуговидное
3) пальчатое
4) перистое

В. Форма листа


Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и расположению наиболее широкой части

Длина превышает ширину в 1,5–2 раза.

Длина превышает ширину в 3–4 раза.

Д. Форма края листа


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д