Конспект урока по теме: «Кровь. Кровообращение»


Тема. Обобщение по теме: «Кровь. Кровообращение».


Цель: Выявить уровень усвоения учащимися материала, умений применять знания на практике по теме «Кровь и кровообращение»


Задачи: обобщить и систематизировать знания по теме; выделить особое место повторению терминов по теме; закрепить умение оказывать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечения. Называть элементы крови. Развивать умения выделять существенные признаки, обобщать, развивать познавательный интерес к предмету.


Оборудование: компьютер, проектор, шины, бинты, карточки с заданиями.
Тип урока – урок обобщения и повторения.
Форма урока – ролевая игра.
Основные методы: частично - поисковый, практический.


Ход урока.


I. Орг. момент. Подготовка к игре

Краткий инструктаж школьников.
Выбор учителем и школьниками экспертов (группа из 2–3 учащихся).
Выбор «главных врачей» (класс делится на 2–3 группы-фирмы, каждая фирма выбирает своего руководителя – главного врача).


II. Проведение игры (2–3 цикла)

Получение заданий.
Работа с источниками.
Защита результатов.
Работа экспертного совета.


III. Обобщение


IV. Завершение игры.
Анализ и подведение итогов игры.
Рекомендации школьникам.


Организация и проведение игры


Суть игры. Совет города, обеспокоенный низким уровнем медицинского обслуживания, объявил конкурс на лучшую группу врачей (медицинскую фирму). Работу в городе получит медицинская фирма, чей персонал наиболее профессионально подготовлен и справится с заданиями лучше прочих. Вы выступаете в роли конкурирующих фирм. Какая фирма выиграет конкурс? Функции участников ролевой игры


Учитель готовит необходимый методический материал и оборудование. Управляет ходом ролевой игры. Вместе с экспертами участвует в оценке ответов команд. Записывает на доске баллы, полученные каждой командой (фирмой). Подводит итоги ролевой игры. Экспертный совет (2–3 ученика) выдает задания фирмам, получает ответы и анализирует их. Каждый эксперт работает со своей фирмой, но в случае возникновения затруднений обращается за помощью к другим экспертам. Эксперт имеет право снижать баллы за некорректное поведение или безосновательные претензии фирм. Главный врач управляет работой своей фирмы, организует поиск информации и запись ответов, имеет право обращаться к экспертам.


В ходе игры нельзя допускать значительных пауз. Так, например, получив ответы от фирм, надо немедленно выдать фирмам новые задания. Можно предложить придумать рекламу фирмы в стихотворной форме, герб фирмы на медицинскую тематику и пр. Если одна из фирм дает ответы раньше остальных, то ей можно давать резервные задания за дополнительное вознаграждение. После каждого тура учитель зачитывает правильные ответы на поставленные вопросы.


Для проведения игры нужны задания, библиотека справочной литературы, песочные часы на 5–10 мин, гонг, мел, классная доска. Учащиеся предлагают 2–3 школьников в экспертный совет. Класс в зависимости от количества учащихся делится на 2–3 группы, каждая группа выбирает «главного врача». Для удобства каждая группа образует медицинскую фирму и дает ей название


Представители каждой фирмы получают конверты с заданиями и, пользуясь справочной литературой, в течение 10 мин готовятся к ответу. Каждый полный и верный ответ, данный в письменной форме, оценивается 10 баллами. Все фирмы получают одинаковые задания, поэтому при подготовке ответа надо соблюдать тишину. Можно пользоваться любой литературой и рабочими тетрадями. По удару гонга или раньше ответы надо сдать экспертам для оценки. К экспертам могут обращаться только главврачи.


Задание I

Вопрос от врача

Задания. В лаборатории забыли надписать фамилии пациентов на анализах крови. И теперь врачу придется определять, где, чей анализ. У него три пациента, с разными симптомами и три неподписанных анализа крови. Помогите Врачу. Свой выбор обоснуйте.

Пациент №1. Жалобы на повышенную утомляемость, бледность, сонливость. Головокружение. Отсутствие аппетита. Боли в мышцах. Учащенное дыхание.
Пациент №2. Жалобы на боли в ногах. Появление синих пятен на ногах и теле.
Пациент №3. Жалобы на небольшую, но постоянную температуру. Ломота в суставах. Обильное потоотделение.


Анализ № Х (фрагмент)

Ф.И.

Возраст

Учреждение Поликлиника


Результат Норма
Гемоглобин 140г/л 120–160г/л
Эритроциты 4,3 млн/л 4–5 млн/л
Тромбоциты 247 тыс./л 180–320 тыс./л
Лейкоциты 12 тыс./л 4–9 тыс./л
СОЭ (v оседания эритроцитов) 10 мм/ч 2–10 мм/ч

Подпись врача


Анализ №Z (фрагмент)

Ф.И.

Возраст

Учреждение Поликлиника


Результат Норма
Гемоглобин 100г/л 120–160г/л
Эритроциты 3,2 млн/л 4–5 млн/л
Тромбоциты 247 тыс./л 180–320 тыс./л
Лейкоциты 4,5 тыс./л 4–9 тыс./л
СОЭ (v оседания эритроцитов) 7 мм/ч 2–10 мм/ч

Подпись врача


Анализ №Y (фрагмент)

Ф.И.

Возраст

Учреждение Поликлиника


Результат Норма
Гемоглобин 130г/л 120–160г/л
Эритроциты 4,3 млн/л 4–5 млн/л
Тромбоциты 410 тыс./л 180–320 тыс./л
Лейкоциты 5 тыс./л 4–9 тыс./л
СОЭ (v оседания эритроцитов) 7 мм/ч 2–10 мм/ч

Подпись врача


Задание II (Работа с текстом. Каждой фирме свое задание)


Текст задачи


С глубокой древности человека интересовали особенности состава и строения крови. Каковы особенности «сока» находящегося внутри тела человека? Ответы порой бывали самые парадоксальные, но то, что «здоровая» кровь—это основа жизни, не вызывало сомнения. Поэтому в средние века было распространено кровопускание, как панацея от любой болезни. Считалось, что если выпустить из человека «больную» кровь, то он поправится. Также лекари рекомендовали пить «свежую» кровь при таких болезнях как подагра, мигрень, малокровие и чахотка и т.д. А какие только свойства не приписывали крови. Например, считалось, что количество крови определяет характер человека, или цвет крови – принадлежность к определенному сословию (у аристократов «голубая кровь») и т.д. В наше время состав и функции крови хорошо изучены. Так, человеческая кровь представляет собой красную непрозрачную жидкость. Если принять меры, предупреждающие свертывание крови, то при отстаивании, а еще лучше при центрифугировании она отчетливо разделяется на два слоя. Верхний слой – слегка желтоватая жидкость – плазма – и нижний – осадок темно-красного цвета. На границе между осадком и плазмой имеется тонкая светлая пленка. Осадок вместе с пленкой образован форменными элементами (клетками крови) – эритроцитами, лейкоцитами и кровяными пластинками – тромбоцитами, которые содержат тромбопластин. Плазма содержит белки, углеводы, соли кальция (Са+2), фибриноген (растворимый белок, без которого невозможно свертывание крови). Все клетки крови живут определенное время, после чего разрушаются. В кроветворных органах (костном мозге, лимфатических узлах, селезенке) происходит непрерывное образование новых клеток крови. И хотя врачи научились определять по состоянию крови тип заболевания, лечить многие болезни, связанные с кровью, тем не менее, остается много опасных заболеваний крови. Одно из них гемофилия. Гемофилия – генетическая болезнь, связанная с нарушением свертываемости крови. Из-за нехватки одного из факторов, участвующих в свертывании, тромб, препятствующий кровопотери, образуется очень медленно или не образуется вообще . Эта наследственная аномалия проявляется лишь у мужчин, в то время как женщины являются только носительницами гена, но не подвержены болезни. У гемофиликов, даже небольшие раны, могут приводить к смертельным кровопотерям.


Задание 1. Переведите схему процесса свертывания крови в текст с указанием местонахождения всех компонентов, участвующих в свертывании крови.


Задание №2.. Сын русского царя Николая II, царевич Алексей, страдал тяжелой формой гемофилии. Укажите причину возникновения гемофилии у царевича.


Задание №3. 3. Известно, что при глубоких порезах следует наложить жгут выше раны и отвезти раненого человека в больницу для наложения швов. Предположите, поможет ли наложение жгута и шва гемофилику при порезах. Ответ поясните.


Схема свертывания крови.



Задание III (видео – вопрос студентов медиков)

1. Пациент настойчиво просит объяснить, можно ли лечить гипертонию с использованием медицинских пиявок. Каково ваше мнение?

2. Вы оказались свидетелем автомобильной аварии. Кисть и запястье пострадавшего буквально раздроблены и сильно кровоточат. Куда следует наложить жгут: на предплечье, плечо, предплечье и плечо одновременно? Назовите правила наложения жгута.

3. Почему кровяное давление в плечевой артерии измеряется двумя величинами, например, 70/120 мм рт. ст.?


В конце игры экспертный совет подводит итоги и называет фирму победителя. Каждый глав врач сдает экспертному совету оценочный лист, где указывается личное участие каждого игрока в игре. ( для учителя).

Рефлексия:

1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…