Повышение эффективности внеурочной деятельности в процессе развития партнерства семьи и школы.

Успех обучения ребенка - в успешном

сотрудничестве учителя,

родителей и ученика.

(В.А.Сухомлинский)

Сегодня ко мне пришла мама пятиклассницы и посетовала, что у ее дочки удовлетворительные отметки, вместо ожидаемых отличных и хороших.
- Она старательная девочка, очень хочет в будущем быть врачом. Но что-то не получается с выполнением самостоятельных работ.

Стали с мамой разговаривать, вместе искать причину. Сразу вижу доброжелательный настрой и желание помочь своему ребенку. Мне, как педагогу, было легко выстроить диалог с родителем, который тебя слышит, понимает и действительно стремится к сотрудничеству. Как часто родителям наших учеников не хватает времени придти в школу и побеседовать с педагогом в неформальной обстановке, согласовать общие пути взаимодействия, потому что есть семейные и бытовые проблемы, занятость на работе. Поиск нужных слов, подходов, новых форм сотрудничества с родителями - неотъемлемая часть работы классного руководителя.

Эффективность работы школы во многом зависит от того, насколько тесно взаимодействует школа и семья. Понимание и принятие общих целей образования родителями и педагогами обеспечивают комфортные, созидательные условия для обучения, развития и воспитания детей и подростков. Только вместе с родителями школа может эффективно решать такие проблемы, как выбор образовательной программы для ребенка, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью, семье, образованию.

Выдающийся советский педагог - новатор В.А.Сухомлинский разделял основные идеи педагогики сотрудничества. Он говорил, что «..только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье». Обращаясь к родителям, он оставляет наказ: « Именно Вы - уважаемые родители, должны стать заинтересованными союзниками, доброжелательными участниками единого педагогического процесса, коллегами в едином деле воспитания».

Мы живем в стремительно меняющемся обществе. В жизнь вошел новый федеральный государственный образовательный стандарт, где ведущая роль отводится развитию взаимодействия семьи и школы для достижения высокого качества образования, повышения мотивации учащихся к обучению, а также для решения социально-педагогических проблем ребенка. Сегодня востребованы модели отношений семьи и школы, которые соответствуют новым жизненным реалиям, отвечают требованиям государства и запросам общества. Особой сферой деятельности педагога является взаимодействие с родителями и другими членами семьи обучающегося, отвечающей современным реальностям. В условиях внедрения новых образовательных стандартов возрастает значимость сотрудничества, что связано:

  • с ростом запросов родителей к качеству образования детей;
  • развитием информационной культуры детей и взрослых;
  • педагогическим сопровождением семейного воспитания, в котором нуждаются родители в связи с недостаточной компетентностью в вопросах воспитания;
  • социальной и педагогической поддержкой детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • созданием условий для духовно-нравственного развития и воспитания;

Новые стандарты для каждой ступени общего образования содержат личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени. Выпускник основной школы умеет учиться, осознает важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способен применять полученные знания на практике, кроме этого — социально активен, умеет соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознает свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством. На основании анализа текстов новых стандартов можно утверждать, что «ориентация на принятие ценностей семьи, нравственных устоев семьи, ответственности перед семьей» является важной характеристикой выпускника основной и начальной школы, а также составляющей образовательного процесса.

Прекрасным примером сотрудничества является создание школьного музея Боевой Славы, посвященного 70-летию Победы над фашисткой Германией. Вся школа в лице родителей, учеников и педагогов собирала по крупицам статьи, документы, фотографии, ордена и медали военных лет. Сейчас в музее проводятся уроки по истории Великой Отечественной войны. Большое значение имеет включение учащихся совместно с родителями в волонтерскую работу социально значимых акций. «Сердце на ладони» - так называется традиционный праздник, который проводится в рамках Всемирного Дня инвалидов в подшефном специализированном доме ребенка «Звездочка». Программу для малышей с ограниченными возможностями и оставшимися без попечения родителей готовят и проводят учащиеся гимназии и родители под руководством педагогов.

Примером интересной формы сотрудничества являются интерактивные встречи - форма психолого-педагогической работы, направленной на развитие коммуникативной компетенции, на сплочение, ценностное объединение учащихся, педагогов, родителей с опорой на ресурсные стороны личности и группы. В рамках Всероссийского проекта «Диалоги с героями» состоялась такая встреча с полковником ВДВ в отставке Чириковым Альбертом Алексеевичем. На встрече присутствовали учащиеся и родители 6 класса. Ребята задавали много вопросов о службе в армии, о подготовке к выполнению своего гражданского долга. Интерактивные детско-родительские встречи позволяют каждому почувствовать себя равноправным участником обсуждения.

Традиционно в нашей гимназии родители активно принимают участие в совместных праздниках. Примером такого содружества стал фестиваль, посвященный истории, традициям и культуре народов, проживающих на Астраханской земле - «Вместе - дружная семья». Национальные костюмы, танцы, стихи, песни - как мозаика сложились в единую картину дружбы, любви и согласия. Конечно, такие яркие мероприятия могут быть только при равноправном партнерстве всех участников образовательного пространства. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций и ситуаций, а значит, помочь друг другу в понимании его характера.

Формы общения с родителями могут быть самыми разнообразными в зависимости от требующих решения педагогических задач. Часто используемыми методами в гимназии стали:

  • родительские собрания;
  • лекции;
  • встречи с родительской общественностью инспекторов и специалистов по социально-правовой защите прав несовершеннолетних КДН и ЗП и ПДН ОВД;
  • педагогические чтения для родителей по вопросам воспитания, беседы, консультации с целью оказать помощь родителям;
  • спортивные соревнования «Мама, папа и я — спортивная семья»;
  • консультации психолога, социального педагога;
  • анкетирование родителей с целью изучения семей;
  • открытые родительские дни с посещением уроков и внеклассных мероприятий;
  • привлечение родителей к организации выставок;
  • привлечение родителей к участию в профориентационных мероприятиях гимназии;
  • вовлечение родителей в организацию досуга;

В школе работает школьная образовательная сеть «Дневник. Ру», в которой есть раздел «Классным руководителям», где содержатся материалы для работы, алгоритмы деятельности, рекомендации по проведению родительских собраний, методические рекомендации. Каждый родитель и ученик в интерактивном режиме может задать вопрос педагогу, проконсультироваться по волнующим вопросам. В основе такого взаимодействия должны лежать принципы взаимного доверия и уважения. Какие интересные формы желательно включить в систему взаимодействия семьи и школы? В школе на разном уровне можно создать специальные поводы для совместной деятельности ребят с их отцами. Это могут быть спортивные соревнования, спортивные любительские команды, клубы путешественников, кружки, в которых родители могут передать свой опыт, приобщить детей к своим любимым занятиям. В каждой семье есть свои секреты, свои рецепты, которые помогают достучаться друг до друга.

Школьники начинают больше ценить школу и больше прислушиваться к мнению родителей, что важно для подростков.

В заключение хочется привести слова известного отечественного психолога А.А. Леонтьева: «Обучение призвано обеспечить у школьника готовность к дальнейшему развитию. Нашим выпускникам жить и работать - и наш долг помочь им в школьные годы таким образом, чтобы они смогли и жить и работать в другое время, в других обстоятельствах, в другом обществе, вообще - в другом мире».

Список литературы:

1. Аникина И., Базина Т., Ахапкина А. Воспитательное пространство: социокультурная среда и традиции семьи // Народное образование. — 2005. с. 48—53.

2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996.

3. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. — М.: Сов. Россия, 1979.

4. Бикметов Е.Ю. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида Социологические исследования. — 2007.с. 86.

5. Барышников Е.Н. Становление воспитательной системы образовательного учреждения: учеб.- метод. пособие. — СПб.: СПб АППО, 2005. — (Петербургский опыт общего развития).

6. Вершловский С.Г. Семья в гуманистическом контексте // Школа и семья: основа союза. Из опыта работы школ-лабораторий / КО СПб.; СПб АППО. — СПб.: СПбЦИТиТ, 2002.с. 6—21.

7. Степанова М. Педагогика здравого смысла // Педагогический университет «Первое сентября», 2016. с.4-8