Конкурс методических разработок «Уроки под открытым небом». Разработка урока экологии по теме: «Экологический Квест «Орнитофауна Астраханского государственного природного биосферного заповедника».

Пояснительная записка

Данная разработка урока соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, по программе за курс биологии 7 класса (учебник В.М.Константинов; В.Г.Бабенко; В.С.Кучменко), в рамках тем: «Разнообразие птиц» и «Значение и охрана птиц».

Материалы данного урока могут быть использованы на мероприятиях с элементами краеведения, а также для проведения конкурсов и викторин.

Цель:

  • Познакомить учащихся с разнообразием птиц Астраханской области, и показать их значение в естественных экосистемах Астраханской области.
  • Расширять знания учащихся об обитателях природных экосистем, галерейных лесах заповедника как среды обитания для птиц и других животных.
  • Развивать познавательный интерес у детей к природе родного края в естественных условиях обитания данных животных, развивать умение самостоятельно работать , делать выводы о обобщения.
  • Развивать коммуникативные навыки, эмоционально-чувственную сферу личности
  • Научить работать в группах, обсуждая результаты наблюдений.

Оборудование: дидактический материал, определитель птиц, медиа ресурсы, бинокли, блокноты, ручки, маркеры.

Форма проведения урока: игровая форма в виде квеста.


Ход урока или описание квеста (проводится в кабинете):

1. Оргмомент. Класс делится на 3 группы по 5-7 человек, выбираются капитаны групп. Каждой группе выдан пакет документов, в котором находятся задания квеста.(1-2 мин)

2. Просмотр презентации (5-7 мин)

3. Каждый пакет содержит 3 конверта: «Я – большая редкость», «Определи меня», «Найди мне дом».

На столах лежат пакеты документов, в котором находятся задания квеста. В результате правильного выполнения заданий квеста, ребята находят ключевые слова к заполнению общего кроссворда урока.

Первый конверт «Я - большая редкость» содержит карточку с 4-мя пронумерованными фотографиями птиц, среди которых только одна - краснокнижная.

При правильном выборе номера птицы, берется соответствующий конверт из пакета, где написано первое ключевое слово кроссворда (в данном случае: основатель заповедника – Подъяпольский). В других конвертах вложено: «Вы ошиблись!».


Приложение 1


Второй конверт «Определи меня!» содержит 10 пронумерованных фотографий птиц без названий, среди которых нужно найти только водоплавающих. В специальной карточке-определителе можно найти название птицы. Из цифр по фотографиям в идеале должно сложиться название очень редкой, пролетной, исчезающей птицы. Цифры надо сопоставить с буквами на телефоне и сложить ключевое слово.

Правильный ответ – Стерх, второе ключевое слово к кроссворду


Третий конверт «Найди мне дом!».

Даны фото птиц и фото гнезд. Для каждой птицы надо найти соответствующее гнездо.


Приложение 3


Подсказка: в Астрахани есть консульство этого государства.

4. Рефлексия

Подводятся итоги по работе групп. Капитаны команд выделяют лучших и наиболее активных участников. Лучшая группа приступает первая к практической части урока.



Приложение 2


Описание птицы Номер фотографии
1. Крупная водоплавающая птица семейства утиных, отличающаяся характерным оперением с сочетанием белого, рыжего, серого и чёрного цветов. Появившиеся на свет птенцы покрыты пухом и вполне самостоятельны, кормятся вместе с родителями на водоёмах. Питается мелкими рачками, моллюсками, водными насекомыми
(Пеганка)
6
2. Гнездящаяся перелётная птица. На темени и затылке «кудрявые» перья, горловой мешок оранжевый, лапы тёмно-серые, радужина беловатая. Хорошо летает, нередко парит. Во время полета шея изогнута, голова лежит на спине, так, что только клюв выдается несколько вперед. Ноги вытянуты назад. Плавает превосходно, на воде сидит высоко, голову и шею во время отдыха на воде опускает на спину, а при быстром плавании вытягивает шею кверху, почти прямо, опустив клюв несколько вниз так, что между шеей и головой образуется острый угол. Не ныряет — добывая рыбу, погружает в воду только голову, шею и переднюю часть туловища на очень короткое время. На воде проводит много времени — и во время ловли рыбы, и отдыхая.
(Кудрявый пеликан)
6
3. Водоплавающая птица из семейства утиных. Самая маленькая из речных уток, она считается обычной и одной из самых многочисленных в пределах границ своего обитания. Селезень в брачном наряде издалека выглядит серым с тёмной головой, желтоватой спиной и светлой полосой вдоль крыла. При ближайшем рассмотрении можно рассмотреть каштанового цвета голову с широкой блестящей тёмно-зелёной полосой, проходящую через глаз, и розоватую с тёмными пятнышками грудь. По краю зелёного пятна, имеющего форму серпа либо большой изогнутой капли, проходит тонкая желтовато-белая полоска, в верхней части выходящая за его пределы и уходящая к разрезу клюва. Центральная часть брюха белая, лопатки, мантия и бока пепельно-серые с тонким поперечным струйчатым рисунком, на груди чёрные каплевидные капли, подхвостье чёрное с жёлтыми пятнами по бокам.
(Чирок – свистунок)
3
4. Это птица с тонкой шеей и удлинённым прямым клювом. Спина буровато-рыжая, живот, шея и голова белые. В весеннем оперении на голове у нее вырастают два тёмных пучка перьев, похожих на «ушки», и рыжий «воротничок» вокруг шеи. Зимой этих украшений у птиц нет.Строительный материал гнезда представляет собой кучу отмершей растительности, главным образом камыша и тростника[2]. От близости гниющих растений яйца вскоре приобретают бурый цвет. Птенцы вылупляются через 24 дня, они уже опушены и могут плавать. Птенцы прячутся в перьях на спине матери. Летают чомги не очень охотно, но хорошо и быстро.
(Большая поганка или чомга)
6
5. Наиболее известная и распространённая дикая утка. Длина тела самца около 62 см, самки — около 57 см, масса достигает 1—1,5 кг (осенью, когда птица откормится перед самым перелётом, её вес может достигать 2 кг). Голова и шея самца зелёные, зоб и грудь коричнево-бурые, спина и брюшная сторона тела серого цвета с тонкими поперечными пятнышками. Окраска самки бурая с более тёмными пятнышками, брюшная сторона буровато-серая с продольными пестринами. На крыле у самца и самки сине-фиолетовое «зеркало». Является одним из основных объектов спортивной, а местами — промысловой охоты
(Кряква)
7

Приложение 3


Название птицы Номер на фото гнезда, соответствующей птицы
1 щурка золотистая, 11
2 ремез обыкновенный, 1
3 орлан – белохвост, 4
4 лебедь-кликун, 12
5 камышовка-дроздовидная. ??

Приложение 4 - кроссворд.


По горизонтали:

1. Первое ключевое слово (Подъяпольский)

6. Третье ключевое слово (Иран)

7. Самое распространенное лесообразующее древесное растение в Астраханском заповеднике. (Ива)

По вертикали:

2. Сложенная речными наносами низменность в низовьях реки, прорезанная разветвлённой сетью рукавов и протоков (Дельта)

3. Наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы. (Экология)

4. Второе ключевое слово.

5. Птица, у которой на темени и затылке «кудрявые» перья, горловой мешок оранжевый, лапы тёмно-серые, радужина беловатая.(Пеликан)

2 часть урока – практическая, с использованием смотровой вышки.

Дорожная карта экологической тропы

1. Техника безопасности при подъеме на вышку.

2. Цель создания вышки:
Основная цель возведения вышки — визуальный контроль за территорией заповедника в целях предупреждения нарушений заповедного режима, а также обеспечение достоверной информации об угрозе проникновения растительных пожаров с сопредельных территорий и быстрого реагирования на возгорания, угрожающие заповедной территории. Кроме природоохранной функции данный смотровой объект будет использоваться для научных наблюдений и развития новых форм работы с посетителями направленных на популяризацию природоохранной деятельности заповедника и визуализацию информации о ландшафтных особенностях и геоморфологической структуре дельты Волги.


Cхема смотровой вышки Обзор со смотровой вышки

3. Результаты наблюдений группы (оформляются в таблицу)

Сколько водных объектов (рукавов Волги) вы видите? Какие виды птиц вы наблюдали в бинокль Какие лесообразующие деревья вы видели? Каких других животных вы еще видели?
название вида кол-во особей

4. Рефлексия: заполнения анкеты

Анкета:

На уроке я работал Активно Пассивно
Своей работой на уроке Доволен Не доволен
Урок для меня Интересный Не интересный
За урок я Устал не устал
Урок Познавательный Не познавательный
Об этом уроке Расскажу друзьям Остался равнодушным
Такой урок Надо проводить Не надо проводить

Раздаточный материал к уроку:


Используемая литература:

1. http://astrakhanzapoved.ru/ - Астраханский биосферный заповедник

2. Автор: Русанов Г.М. Название: Птицы Нижней Волги Издательство: ГПАО ИПК "Волга" Год издания: 2011, 296с.

3. Астрахань. Город и будущее. 2003, Изд-во: Макцент.Издательство , 389с