"Из виртуального в реальное"

или как организовать экскурсию на уроках биологии.

Не секрет, что наших современных школьников трудно чем-то удивить. Поток информации таков, что почти не оставляет шансов на удивление или открытие. Но все-таки, если постараться, то можно найти этот коридор, ведущий из виртуального в реальное. Этот узкий проход называется - практико-ориентированный урок, а проще говоря - экскурсия. Как обычную экскурсию превратить в интересный биологический квест? (новый популярный термин в образовательном пространстве, а по-русски - путешествие!) Этим вопросом я задалась совсем недавно. Играть любят все и дети и взрослые. А если это не в классной комнате, а в школьном дворе, или на природе, тем паче.

Итак, обычную, но очень важную экскурсию «Весенние явления природы» превращаем в увлекательное путешествие - «Найди меня!». Класс делиться на группы, в каждой по 4 человека, выбирают капитана и название команды. Капитаны получают маршрутный лист или дорожную карту (как больше нравиться), где кратко и предельно ясно определяются задания, время, маршрут, а также даются карточки определители и никакого заунывного голоса учителя, который подробно указывает куда посмотреть, что увидеть и как это называется, а потом страшное ДЗ - отчет об экскурсии. Здесь все и сразу. Для пущего интереса можно взять в качестве оборудования лупы, фотоаппараты ( для макросъемки), бинокли. Это еще больше мотивирует учеников на серьезность происходящего.

Результат такого урока превзошел все ожидания: заинтересованно работали все, даже те, кто на уроках отмалчивается и предпочитает быть незаметным. Дети увлеченно рассматривали листья, цветы, деревья мимо которых они ходили, бегали и не замечали много лет по дороге в школу. А учитель спокойно наблюдал за ребячьей деловитостью, берег голосовые связки и тихо радовался, что все-таки удалось вырвать наших мальчишек и девчонок из огромного виртуального в прекрасный реальный мир природы. После экскурсии ребята - любители фотосьемки - могли поделиться своими фотоотчетами. Удачи!

Маршрутная карта практического занятия (экскурсии) 6 класса «Весенние явления природы»

Задание Школьный двор (15 мин). За школьным двором - 20 мин
1.Определите виды и классы (однодольные, двудольные), древесных растений. Вид Цветет
(+ , - )
Тип соцветия Плодоносит
(+ , -)
Тип плода Тип распростра-
нения плодов

Карточка - определитель


Вяз узколистный

Тополь черный (осокорь)

Акация белая

Ясень пенсильванский

Клен американский

Липа

Гледичия обыкновенная

Айлант высочайший

сосна обыкновенная

туя западная


Маршрутная карта для урока-практикума по биологии 7 класса: «Многообразие птиц»

Задания Школьный двор (1)

Вяз узколистный

Тополь черный

Акация белая

Ясень пенсильванский

Клен американский

Набережная р.Волги (2)
1. Какие виды птиц вы увидели? К какой экологи-
ческой группе от-
носятся? (зиму-
ющие, перелет-
ные, оседлые)
2. Гнезда каких птиц вы увидели?
3. Сколько гнезд? (на карте косми-
ческих снимков отметьте их звездочкой *) Есть ли птенцы в гнезде?
5. Предпочти-
тельно на каких деревьях постро-
ены гнезда? (вяз узколистный, тополь черный, тополь сереб-
ристый, ясень пенсильванский, клен американ-
ский, акация бе-
лая, сосна обык-
новенная, ель обыкновенная)
6. На какой высо-
те (приблизи-
тельно) распо-
ложены? Можно ориентироваться на высоту школь-
ных этажей( один этаж - 2,8 м)
7. Сравните коли-
чество гнезд на 2-х объектах. На каком из них гнезд больше? Почему?

План школы и набережной р. Волги


Скачать pdf