Знание биологии помогает решать проблему сохранения и улучшения условий жизни на нашей планете.
А знание педагогики создает благоприятные условия для личностного развития ребенка в его жизненном пространстве.
по предмету (курсу) «__Биология (УМК «Сферы»)______»
____1___ часов
________5 ____________
(Ступень, класс)
Программу составил(а):
_________Сероглазкина А.В.________________
(ФИО учителя)
Рабочая программа линии УМК «Биология - Сферы» (5—9 классы) для общеобразовательных учреждений составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы по биологии. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств личности. Источник: Сухорукова Л.Н. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников. Сферы,. 5—9 классы пособие для учителей общеобразовательных учреждений / ЛН. Сухорукова, В.С. Кучменко. — М.Просвещение, 2011. — 144 с. Рабочая программа по биологии для 5—9 классов разработана к учебно-методическим комплексам линии «Сферы» издательства «Просвещение», программа соответствует требованиям ФГОС к структуре программ по учебным предметам основной образовательной программы общего образования. Рабочая программа содержит пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места в учебном плане, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения биологии, содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов учебной деятельности на уроках и перечнем ресурсов УМК для каждого урока, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса. Биология как общеобразовательная дисциплина рассматривает взаимосвязи организмов и окружающей среды, роль биологического разнообразия в поддержании устойчивости биосферы и сохранении жизни на Земле, место человека в природе, зависимость здоровья человека от наследственных факторов, состояния окружающей природной и социальной среды, образа жизни. Реализация возможностей содержания биологии в формировании нравственно-этического аспекта взаимодействия человека и природы способствует повышению уровня культуры выпускников основной школы, их компетентности в ситуациях, связанных с защитой окружающей среды, собственного здоровья. Одной из главных задач биологического образования в основной школе является формирование у подрастающего поколения представления о ценности здоровья и культуре поведения. Системный, экологический и эволюционный подходы в обучении биологии дополнены сведениями о познавательном, практическом значении разнообразия живых организмов для человека. Рассмотрение фактического материала на основе положений экологии и эволюционного учения позволяет связать две фундаментальные идеи биологии — эволюции и системной организации живой природы — на стадии их формирования. Содержание разных разделов курса биологии помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и гуманитарных дисциплин, природы и общества.
Преподавание учебного предмета «Биология» в основной школе (5-9 классы) осуществляется в соответствии с основными нормативными документами, определяющими структуру и содержание курса:
Содержание курса биологии в основной школе направлено на формирование и развитие личности обучающегося в процессе использования разнообразных видов учебной деятельности - При обучении биологии вырабатываются учебные действия, позволяющие видеть проблемы, ставить цели и задачи для их решения, развивать познавательные интересы и мотивацию к обучению, уметь использовать полученные результаты в практической деятельности.
Основные направления биологического образования:
— усиление внутрипредметной интеграции и обеспечение целостности биологии как общеобразовательной дисциплины;
— реализация межпредметной интеграции биологии с Другими естественнонаучными дисциплинами;
— отражение интеграции биологического и гуманитарного знания, связей биологии с нравственно-этическими и экологическими ценностями общества;
— воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде и собственному здоровью; экологической, гигиенической и генетической грамотности; культуры поведения в природе.
Изучение биологии основывается на тесной межпредметной интеграции её с другими общеобразовательными дисциплинами естественнонаучного цикла, которая достигается в процессе знакомства с общенаучными методами (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), раскрытия значения научного знания для практической деятельности человека, гармоничного развития общества и природы. Отличительной особенностью данной предметной линии служит ориентация на взаимодействие биологического и гуманитарного знания. Ценностный компонент органически вплетается в учебную информацию, придаёт ей яркую эмоциональную окраску, экологический, нравственно-этический или эстетический смысл. Благодаря этому учебная информация становится личностно значимой, вызывает интерес, лучше воспринимается и усваивается.
Учитывая положение ФГОС, что предметом оценки итоговой аттестации выпускников основного общего образования должно быть достижение предметных, метапредметных, личностных результатов, в примерном тематическом планировании результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми овладевают обучающиеся в процессе освоения предметного содержания.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Примерная программа по биологии строится с учётом следующих содержательных линий:
- многообразие и эволюция органического мира;
- биологическая природа и социальная сущность человека;
- уровневая организация живой природы.
Содержание курса биологии в примерной программе структурировано в три части: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности». В рабочей программе содержание раскрывается в разделах: «Живой организм», «Разнообразие живых организмов», «Человек. Культура здоровья», «Живые системы и экосистемы».
Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их разнообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде. Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации того содержания, которое было освоено учащимися при изучении курса биологии в основной школе; во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями. Содержание данного раздела может изучаться в виде самостоятельного блока или включаться в содержание других разделов; оно не должно механически дублировать содержание курса «Общая биология», для 10—11 классов.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
Рабочая программа линии УМК «Биология –Сферы» (5—9 классы) разработана в соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения — 280, из них 35 (1 ч в неделю) в 5 классе, 35 (1 ч в неделю) в 6 классе, по 70 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах. Курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир» на ступени начального общего образования, который является по отношению к курсу биологии пропедевтическим. Опираясь на понятия, содержащиеся в курсе «Окружающий мир», при обучении биологии в основной школе возможно более полно и точно с научной точки зрения раскрывать сущность биологических процессов и явлений. В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе служит основой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий и концепций на ступени среднего (полного) общего образования.
Взаимосвязь изучаемых разделов на всех ступенях обучения позволяет реализовать преемственность в обучении биологии.
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.
Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.
Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний
Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности; обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.
Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляции у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение.
Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека.
Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.
Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека
Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных.
Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.
Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.
Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры профилактики. Вред табакокурения
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.
Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.
Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.
Выделение. Строение и функции выделительной системы, Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.
Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.
Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат.
Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.
Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.
Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Отличительные признаки живых организмов.
Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.
Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, вакуоли, митохондрии. Хромосомы. Многообразие клеток.
Обмен веществ и превращения энергии — признаки живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.
Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.
Наследственность и изменчивость свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.
Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера глобальная экосистема. КИ. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.
Проект «Сферы» - один из современных инновационных образовательных проектов, который осуществляется в рамках общей стратегии издательства «Просвещение» по формированию в российском образовании единой информационно-образовательной среды в виде взаимосвязанной системы образовательных ресурсов на бумажных и электронных носителях.
Учебно-методические комплекты «Сферы» по биологии представляют систему взаимосвязанных компонентов на бумажных и электронных носителях и включают различные типы учебно-методических изданий: учебник, электронное приложение к учебнику, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, тетрадь-экзаменатор, методические рекомендации учителю.
В поурочном тематическом планировании даны ссылки на ресурсы УМК, соответствующие теме каждого урока. Однако это не означает, что все они должны быть использованы в обязательном порядке при подготовке и проведении урока. Учитель может разрабатывать собственную модель урока, используя те ресурсы, которые считает приемлемыми и рациональными для достижения планируемых результатов обучения в соответствии с личным опытом, уровнем обученности и познавательной активности школьников.
Название раздела | Кол-во часов по программе - 33 |
---|---|
1. Введение. |
3 |
2. Разнообразие живых организмов. Среды жизни. |
12 |
3. Клеточное строение живых организмов. |
9 |
4. Ткани живых организмов. |
9 |
5. Резерв. |
0 |
Экскурсии – 2 ч
Экскурсия № 1 «Осенние явления в жизни растений родного края».
Экскурсия № 2 «Весенние явления в жизни растений родного края»
Лабораторные работы – 10 ч.
Лабораторная работа № 1 «Экологические группы наземных растений по отношению к воде».
Лабораторная работа № 2 «Устройство увеличительных приборов».
Лабораторная работа № 3 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука».
Лабораторная работа № 4 «Состав клеток растений».
Лабораторная работа № 5 «Строение клетки листа элодеи».
Лабораторная работа № 6 «Строение животной клетки».
Лабораторная работа № 7 «Строение покровной ткани растений».
Лабораторная работа № 8 «Строение фотосинтезирующей ткани растений».
Лабораторная работа № 9 «Строение соединительных тканей животных».
Лабораторная работа № 10 «Строение мышечных и нервных тканей животных».
Контрольные работы- 2 ч.
Контрольное тестирование «Разнообразие живых организмов. Среды жизни».
Контрольная работа итоговая (Контроль и систематизация знаний о признаках живых организмов, царствах живой природы, природных сообществах и средах жизни, деятельности человека в природе.)
№ урока |
Тема урока | Элементы содержания образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | Формы контро- ля |
Дата проведе- ния |
|
---|---|---|---|---|---|---|
дата | примеча- ние |
|||||
Введение (3 часа) | ||||||
1 | Биология – наука о живых организмах. | Биология. Из истории развития биологии. Современная биология. Важность биологических знаний для развития медицины, сельского хозяйства, охраны природы. |
Определять предмет изучения биологии. |
05.09 | ||
2 | Условия жизни организмов. | Связь земли и космоса, атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера |
Называть условия, необходимые для жизни организмов. |
12.09 | ||
3 | Экскурсия № 1 «Осенние явления в жизни растений родного края». | Разнообразие растений родной Астраханской области. Листопадные и вечнозеленые. Начало и конец листопада, его значение. Приспособленность растений к условиям среды обитания. |
Объяснять изменения, происходящие с растениями в осенний период. |
19.09 | ||
Разнообразие живых организмов. Среды жизни (12 часов) | ||||||
4 | Признаки живых организмов. Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии, Вирусы. | Признаки живых организмов, отличающие их от тел неживой природы. Дыхание. Питание. Рост. Размножение. Систематическая категория — царство, основные царства живой природы |
Называть царства живой природы, признаки, характеризующие представителей разных царств. |
26.09 | ||
5 | Деление царств на группы. | Систематические группы царства растений. |
Называть типы животных, отделы растений. |
03.10 | ||
6 | Среда обитания. Экологические факторы. | Среда обитания, экологические факторы, антропогенные факторы |
Называть среды жизни, их экологические факторы. |
10.10 | ||
7 | Вода как среда жизни. Лабораторная работа № 1 «Экологические группы наземных растений по отношению к воде». | Приспособления водных обитателей к среде обитания, стабильность водной среды. |
Называть основные абиотические факторы водной среды обитания. |
17.10 | ||
8 | Наземно-воздушная среда жизни. | Особенности наземно-воздушной среда. Приспособленность живых организмов к наличию влаги в окружающей среде. Влаголюбивые растения, животные. Растения и животные, приспособленные к условиям умеренной влажности. Устойчивые к недостатку влаги растения и животные. |
Называть основные абиотические факторы, действующие в наземно-воздушной среде. |
24.10 | ||
9 | Свет в жизни растений и животных. | Свет — важнейший экологический фактор. Световой режим. Свет в жизни наземных растений и животных. Светолюбивые и теневыносливые растения. Движение органов растений к свету. Листовая мозаика. |
Приводить примеры растений и животных, по-разному приспособленных к световому режиму. |
31.10 | ||
10 | Почва как среда жизни. | Экологические особенности почвенной среды обитания. Приспособленность почвенных организмов к жизни в почве. Роль животных в почвообразовании. Разнообразие и значение почв. Роль живых организмов в образовании гумуса и плодородии почв |
Анализировать и сравнивать внешнее строение животных, обитающих в почве. |
14.11 | ||
11 | Организменная среда жизни. | Организменная среда жизни. Приспособленность растений, животных, грибов к использованию других организмов для постоянного или временного обитания. Паразиты среди растений и животных. Особенности их жизнедеятельности. Совместное проживание организмов. |
Приводить примеры паразитических форм растений, животных, грибов, бактерий. |
21.11 | ||
12 | Сообщество живых организмов. | Взаимосвязь организмов в сообществе. Растительное сообщество и их разнообразие, видовой состав растительного сообщества, искусственные растительные сообщества |
Приводить примеры взаимосвязи растений и животных организмов в сообществе, животных с разным типом питания. |
21.11 | ||
13 | Роль грибов, бактерий, животных | Грибы и бактерии как разрушители органических остатков. Разнообразие бактерий и грибов по способу питания. Пищевые цепи. Роль животных, бактерий и грибов в пищевых цепях |
Приводить примеры грибов и бактерий (паразитов, сапротрофов, симбионтов) пищевых цепей. |
05.12 | ||
14 | Типы взаимоотношений организмов в сообществе. | Отношения хищник-жертва. Отношения паразит-хозяин. Урок-игра. Конкурентные отношения. Взаимовыгодные отношения. Значение разных типов взаимоотношений между организмами для устойчивого и длительного существования сообщества. |
Приводить примеры различных типов взаимодействия организмов в сообществе. |
12.12 | ||
15 | Обобщающий урок по теме «Разнообразие живых организмов. Среды жизни». | Обобщение и систематизация знаний по теме «Разнообразие живых организмов. Среды жизни». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. Контрольное тестирование |
Называть царства живой природы, отделы растений, типы животных, среды жизни, экологические факторы. |
19.12 | ||
Клеточное строение живых организмов (9 часов) | ||||||
16 | Развитие знаний о клеточном строении живых организмов. Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа № 2 «Устройство увеличительных приборов», лабораторная работа № 3 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука». | Увеличительные приборы. Изобретение микроскопа. Открытие клеточного строения организмов. Клеточная теория - доказательство родства и единства живой природы. Увеличительные приборы. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.Устройство ручной лупы и светового микроскопа. Увеличение микроскопа. Этапы и правила работы с микроскопом.Цели и задачи, организация лабораторной работы.Методы изучения клетки. Химический состав клеток. Плазматическая мембрана, цитоплазма. |
Называть увеличительные приборы, учёных, внёсших вклад в изучение клеточного строения. |
26.12 | ||
17 | Состав и строение клеток. Лабораторная работа № 4 «Состав клеток растений» | Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) организмы. Белки. Жиры. Углеводы растений |
Называть органические и минеральные вещества, основные компоненты клетки. |
17.01 | ||
18 | Строение бактериальной клетки. | Бактерии — древнейшие организмы Земли. Форма и размеры бактерий. Строение бактериальной клетки. Распространение бактерий и их роль в природе. Бактерии - производители и разрушители органических веществ в природе |
Называть компоненты бактериальной клетки. |
24.01 | ||
19 | Строение растительной, животной и грибной клеток | Общие черты строения ядерных клеток. Особенности строения клеток растений. Роль пластид в жизни растений. Строение животной и грибной клеток. Сходство и различия ядер |
Называть органоиды клеток эукариот. |
31.01 | ||
20 | Строение клетки. Лабораторная работа № 5 «Строение клетки листа элодеи». | Особенности строения клеток растений. Роль пластид в жизни растений.Процессы жизнедеятельности клетки (питание, дыхание, транспорт веществ, выделение). Хлоропласты. |
Работать с микроскопом, готовить микропрепарат в процессе проведения лабораторной работы. |
06.02 | ||
21 | Образование новых клеток. | Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов.Подготовка клетки к делению. Процесс деления. Значение деления клеток для роста и развития организма. |
Устанавливать последовательность процессов при описании клеточного деления. |
13.02 | ||
22 | Одноклеточные растения, животные и грибы. Лабораторная работа № 6 «Строение животной клетки». | Одноклеточные растения. Хлорелла, хлорококк, хламидомонада.Одноклеточные животные. Амеба обыкновенная. Инфузория туфелька. Одноклеточные грибы. |
Определять общие черты одноклеточных организмов. |
20.02 | ||
23 | Колониальные и многоклеточные организмы. | Колониальные организмы. Колонии вольвокса. Многоклеточные растения и животные. Многоклеточные грибы. Губки и кишечнополостные. |
Определять общие черты колониальных и многоклеточных организмов. |
27.02 | ||
24 | Обобщающий урок по теме «Клеточное строение живых организмов». | Процессы жизнедеятельности клетки (питание, дыхание, транспорт веществ, выделение). Строение и химический состав клетки. |
Сравнивать клетки растений, животных, грибов, прокариот и эукариот. |
06.03 | ||
Ткани живых организмов (9 часов) | ||||||
25 | Ткани. Покровные ткани растений и животных | Ткань. Межклеточные пространства. Покровные ткани растений. Эпителиальные ткани животных. |
Распознавать покровные ткани растений и животных. |
13.03 | ||
26 | Строение покровной ткани листа. Лабораторная работа № 7 «Строение покровной ткани растений». | Кожица листа. Строение и функции устьица. Покровная ткань.Приготовление микропрепарата кожицы листа. Рассмотрение и зарисовка микропрепарата. Формулирование выводов о взаимосвязи строения кожицы листа с её функциями. |
Распознавать прозрачные клетки кожицы листа и замыкающие клетки с устьичной щелью (устьица). |
03.04 | ||
27 | Механические и проводящие ткани растений. | Строения клеток механической ткани. Проводящие ткани — древесина и луб, их расположение, строение, функции. |
Приводить примеры механических и проводящих тканей растений. |
10.04 | ||
28 | Основные и образовательные ткани растений. Лабораторная работа № 8 «Строение фотосинтезирующей ткани растений». | Ткани. Основные и образовательные. Особенности их строения у водных и наземных растений. |
Называть и описывать основные и образовательные ткани растений, приводить их примеры. |
17.04 | ||
29 | Соединительные ткани животных. Лабораторная работа № 9 «Строение соединительных тканей животных». | Ткани, органы, системы органов. Соединительные ткани. Соединительные ткани животных (костная, хрящевая, жировая, кровь), их функции. |
Называть и описывать соединительные ткани животных. |
24.04 | ||
30 | Мышечная и нервная ткани животных. Лабораторная работа № 10 «Строение мышечных и нервной тканей животных». | Строение и функции клеток поперечнополосатой и гладкой мышечной ткани. Строение клеток нервной ткани, её значение в обеспечении целостности организма. |
Описывать и сравнивать строение мышечных тканей. |
08.05 | ||
31 | Обобщающий урок по теме «Ткани живых организмов». | Взаимосвязь и значение тканей в организме. Ткань - часть органа. |
Сравнивать разные типы тканей. |
15.05 | ||
32 | Итоговый контроль. | Контроль и систематизация знаний о признаках живых организмов, царствах живой природы, природных сообществах и средах жизни, деятельности человека в природе. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. |
Выявлять особенности химического состава живых организмов. |
22.05 | ||
33 | Экскурсия № 2 «Весенние явления в жизни растений родного края» | Растения природного сообщества (леса, луга, болота). Жизнь природного сообщества весной. Приспособленность растений к совместной жизни и условиям окружающей среды. Влияние человека на жизнь природного сообщества. Летнее задание. |
Называть и определять самые распространённые и редкие виды растений своей местности. |
29.05 |
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.
Основные личностные результаты обучения биологии:
Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами а сверстииками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.
Основные метапредметные результаты обучения биологии:
Предметные результаты обучения в основной школе включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Основные предметные результаты обучения биологии:
Оценка "5" ставится, если ученик:
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений.
Оценка "3" ставится, если ученик:
Оценка "2" ставится, если ученик:
Оценка "1" ставится в случае:
1.Нет ответа.
Оценка "5" ставится, если ученик:
Оценка "4" ставится, если ученик:
Оценка "3" ставится, если ученик:
Оценка "2" ставится, если ученик:
Оценка "1" ставится в случае:
1.Нет ответа.