«Первичная профилактика психоактивных веществ среди подростков»

Актуальность

Создание системы предупреждения социальных заболеваний и устранения факторов риска является важнейшей социально-экономической задачей государства. В настоящее время особенно остро возникают проблемы, связанные с физическим и нравственным здоровьем подростков, которое усугубляет курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотических средств. Все это получило название “вредные привычки” и широко распространилось в молодежной среде. Профилактика употребления ПАВ у детей и подростков выходит на общегосударственный уровень и предполагает объединение усилий различных ведомств при ведущей роли системы образования. Сегодня школа, учитель особенно призваны обеспечить формирование физически и духовно здоровой личности, способной не только адаптироваться к сложным социально-экономическим условиям жизни общества, но и способной к творческому саморазвитию и творческому преобразованию окружающего мира.

Цель первичной профилактики - создание в школе условий, препятствующих распространению наркотиков, становление активно отрицающей позиции по отношению к наркотикам у большинства учащихся.

Главные задачи- расширение методов и приемов профилактической работы,формирование установок на здоровый образ жизни, личностное саморазвитие.

Основные направления работы:

1. Диагностическая работа;
2. Учебно-воспитательная работа;
3. Коррекционная и профилактическая работа;
4. Информационно-просветительская работа;

Информирование учащихся. В течение года на уроках биологии, ОБЖ, классных часах учителями рассказывается об отрицательном влиянии алкоголя, наркотических препаратов на различные органы человека. Проводятся беседы с врачами из АГМИ (с посещением музея АГМИ и просмотром видеофильма по данной теме). В гимназии круглосуточно висит телефон доверия, по которому каждый из учащихся и родителей может обратиться по вопросам, связанных с наркоманией. С целью профилактики вредных привычек среди младших школьников проводятся тренинги «Умей сказать нет». На занятиях дети слушают беседу о негативном воздействии никотина и алкоголя, выясняют причины этих вредных привычек, знакомятся с коммуникативными способами отказа. Тренинг проводит детский специалист-психолог Вестибюль гимназии информирует учащихся и их родителей по вопросам антинаркотической пропаганды посредством стендовых и наглядных пособий. На родительском клубе освещаются вопросы: «Как уберечь детей и подростков от пагубных привычек», «Факторы, предрасполагающие к формированию отклоняющего поведения и развития наркомании, токсикомании и алкоголизма», «Что нужно знать родителям о признаках употребления любых наркотиков, в том числе и алкоголя». Формирование установки на здоровый образ жизни – длительный и много аспектный процесс, успешность которого определяется рядом условий. Необходимо постепенно формировать у школьников убеждение в том, что успешность и высокое качество жизни зависят от собственной культуры человека, от того, насколько внимательно и заботливо он сам относится к здоровью — своему, других людей, к состоянию социокультурной и природной среды.

Внеклассная воспитательная работа в формировании здорового образа жизни у подростков. Это особенно актуально сейчас, когда многие не умеют занять себя в свободное время, в результате чего растут детская преступность, проституция, наркомания и алкоголизм. В различных формах внеклассной работы дети проявляют свои индивидуальные особенности и учатся жить в коллективе, сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Ежегодно в гимназии проводится месячник здоровья – «Мы выбираем – жизнь!» В рамках этого мероприятия проводятся спортивные состязания, военно-патриотические праздники, классные часы, диспуты, интернет-уроки. Участвует вся школа. В младшей и средней школе проводится конкурс рисунков, презентаций, плакатов. Активное участие гимназия принимает в городских и областных конкурсах. В гимназии много традиций. Это: «День театра», «Неделя науки», Неделя гимназической культуры». Весь учебный год работает интеллектуальный клуб «Что?Где?Когда?». Развито волонтерское движение в помощь детям-сиротам. Многие учащиеся вовлечены в научно-исследовательскую работу по различным направлениям. В школе работают спортивные кружки, где каждый желающий может заниматься в свободное от учебы время.


Заключение:


Таким образом можно выделить следующие условия формирования установки на здоровый образ жизни у подростков в условиях школы:

- во-первых, информирование ученика о здоровом образе жизни (организация информационного обеспечения);

- во-вторых, актуализация его эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни;

- в-третьих, обогащение опыта здорового образа жизни школьника (включение в здоровье сберегающую деятельность).

Высокие цели в жизни, которые помогают ставить перед детьми родители, учителя помогут избежать многих трудных ошибок на пути взросления.


Список литературы:

«Энциклопедия независимости», А.Преображенский, М.,2010г.

«Свобода и зависимость», И.Шугаев, М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2009г.- 208с.

«Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска», Н.В.Вострокнутов; Министерство образования и науки Рос. Федерации, М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004-182с.

Интернет- ресурсы.